О движении натуристов

“…Чем больше нам удастся побыть на солнце и в воде, тем лучше! Ах, Фрид, как это чудесно, когда имеешь возможность сбросить с себя всё и подставить себя солнечным лучам! И подумай: я рассказала о солнечных ваннах своей подруге, и она нашла это очень непристойным. В самом деле, подобная порода людей еще существует!”.

(Э.М. Ремарк “Мансарда снов”)

 

Натуризм (от лат. natura — природа) — течение в мировой общественной культуре, существовавшее в той или иной форме на протяжении всей истории человечества, но получившее свое научное и организационное оформление только в конце 19 – начале 20 веков. На XIV Международном Конгрессе INF, который прошел на самом крупном в мире натуристском курорте “Cap d’Agde” (Франция), делегатами стран участниц 8 августа 1974 года было принято следующее определение натуризма:
“Натуризм – это образ жизни в гармонии с природой, внешним проявлением которого является обнаженность людей в обществе, с целью создания благоприятных условий для уважения человеком самого себя, других людей и окружающей среды”.

Натуризм часто отождествляют с нудизмом (от лат. nudus — обнажённый), так как наиболее заметным атрибутом натуризма является отсутствие одежды. Этот термин нередко используется в словарях и литературе как синоним понятия «натуризм», однако сами участники движения проводят между ними границу: Нудисты – это просто граждане, которым нравится загорать голышом, большинством нудистов движет лишь ощущение комфорта, появляющееся при освобождении от одежды. А натуристы исповедуют философию единения с природой, объединяются в специальные клубы и даже в обычной жизни стараются как можно реже надевать одежду. Любителей просто “посмотреть на голых женщин” они в свои ряды не примут ни за что: натуристы (ну, по крайней мере, согласно их манифестам) смотрят на человеческое тело как на нормальную, естественную суть, в которой нет ничего непристойного.

В качестве организованного и философски-оформленного течения, натуризм начал формироваться в конце XIX века в Германии. Авторами первых трудов по теории натуризма были немцы: Генрих Пудор (“Культ наготы”) и Рихард Унгевиттер (“Нагота”). Идеи авторов о близости к природе, здоровом образе жизни, вегетарианстве, занятиях физкультурой, спортом, специальными видами гимнастики и т.п. оказались настолько простыми, естественными и доступными каждому человеку, что число сторонников данного образа жизни стало постоянно увеличиваться, независимо от географических, климатических, экологических и иных факторов, непосредственно влияющих на жизнь и здоровье человека.

Однако было бы ошибкой рассматривать натуризм из-за простоты его идей как возвращение человека к состоянию своей первобытности. Напротив, данное культурно-массовое течение в обществе явилось по существу объективным и закономерным итогом развития человеческой цивилизации, нового понимания свободы и здорового образа жизни. Недаром среди последовательных и убежденных сторонников натуризма так много интеллигенции, в том числе: А.Эйнштейн, М.Ганди, А.Камю, Г.Гессе, Б.Шоу, Ф.Кафка, Ж-Л.Барро, М.Рено, Р.Леонкавалло и другие.

В настоящее время натуризм является одним из наиболее массовых культурно – оздоровительных движений в мире. Численность организованных натуристов, объединенных под флагом ЮНЕСКО и являющихся зарегистрированными членами официальных натуристских организаций, составляет сегодня несколько сотен тысяч человек; неорганизованных (не состоящих в натуристских клубах и объединениях, но поддерживающих с ними контакты) – несколько миллионов человек; а людей, которые в естественных условиях раздеваются (индивидуально или группами) для удовлетворения своих личных оздоровительных, культурных или иных потребностей – насчитывается свыше сотни миллионов человек.

В 1993 году, во Франции, федерации натуристов более 30 ведущих государств мира (Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Испании, Италии, Канады, Португалии, США и других), входящих в состав Международной Федерации Натуристов (INF), которая работает под эгидой ЮНЕСКО, отметили две знаменательные даты: 100-летие организованного натуризма и 40-летие образования INF.

Тенденции в развитии отечественного натуризма мало чем отличались от аналогичных процессов, происходивших в других странах. В числе российских натуристов были виднейшие личности и государственные деятели той эпохи: Л.Толстой, царь Николай II и его семья, В.Ульянов-Ленин, Н.Крупская, А.Дункан, М.Волошин и другие. В начале XX века в России были сделаны первые попытки легализации эстетической наготы. Так, в 1907 году, известная танцовщица Айседора Дункан впервые выступила на сцене театра полностью обнаженной. А в 1910 году известный русский поэт Максимилиан Волошин выпустил свою книгу “Блики, Нагота”, в которой пропагандировал идеи натуризма. Первоначально эти идеи были поддержаны только творческой интеллигенцией и деятелями культуры, которых М.Волошин приглашал к себе в гости в поселок Коктебель (Крым). Постепенно на месте, где загорали и купались обнаженными сначала друзья и соратники М.Волошина, а затем и все остальные, организовался первый в России стихийный нудистский пляж, который, несмотря ни на какие трудности и препятствия, дожил до наших дней.

Наступивший в 30-е годы продолжительный период тоталитаризма и застоя приостановил естественное и гармоничное развитие натуризма до середины 80-х годов.

Новый этап в развитии отечественного натуризма наступил после 1985 года вместе с началом реформ и демократических перемен в России. Здоровый образ жизни в гармонии с природой становится для сотен и тысяч российских граждан непременным условием их физического и духовного возрождения. Однако, реализовать соответствующие цели и задачи в России возможно только на основе создания на местах, с последующей регистрацией в органах юстиции, клубов и организаций натуристов. Главным событием уходящего столетия, завершившим переходный (с 1985 по 1995 гг.) период возрождения и становления натуризма в России, безусловно, явилась регистрация 28 апреля 1995 года Министерством юстиции Российской Федерации – Ассоциации натуристов “Телорд” (Тело, Разум, Душа). В лице своей первой официальной межрегиональной общественной организации натуристов государство, тем самым, легализовало на территории России натуризм, как общественно-значимое движение, наделив при этом АН “Телорд” правом осуществлять свою деятельность и открывать отделения (филиалы, представительства) на территории всей страны, а также представлять интересы российских натуристов за рубежом.

Каковы перспективы развития натуризма в третьем тысячелетии? Это, прежде всего, неуклонный рост числа его сторонников не по убеждению, а по принципу: “Отдыхать и находиться без одежды там, где это возможно, гораздо естественнее и удобнее, чем в одежде!” Кроме того, на численность натуристов будет также активно влиять внутренняя предрасположенность воспитанных без пуританских комплексов людей сделать свободный выбор между “текстильным” (в купальниках и плавках) и нудистским (без одежды) отдыхом. У “текстильщиков”, по понятным причинам, возможность такого выбора отсутствует. Поэтому натуризм в третьем тысячелетии будет становиться все более естественной, а не надуманной потребностью человека в обнаженном отдыхе. Всякая абстрактная философия будет все больше уступать место конкретным формам культуры, комфорта и “трезвой” оценки людьми стоимости своего пребывания в костюмах Адама и Евы. Чем больше и чаще в своей жизни и в соответствующей обстановке люди будут раздеваться, тем меньше и реже им придется что-то скрывать друг от друга, тем сильнее и последовательнее будут укрепляться позитивные изменения в сознании общества и органов власти.